Жизнь в нечестивых снах, в треснувших зеркалах, Ядерный Хаос кружит пепел в твоих руках...
"Существует только два места во всей юго-восточной Азии, где в огромном количестве сосредоточены древнейшие буддистские храмы - это провинция Баган в Мьянме и Ангкор Ват в Камбодже".

Про Паган (Баган) я уже писал и много. Сегодня случайно наткнулся на фотку древного храмового комплекса в Камбодже, который называется Ангкор-Ват, и ощутил примерно то же непонятное чувство, которое испытываю, когда смотрю на фотки Пагана. Я бы сравнил его с тоской и манящей загадочной тягой, разбавленной ощущением витающей в воздухе адовой влажной жары. Я никогда не был в Юго-Восточной Азии и понятия не имею, как бы ощущал ту жару, описаваю просто ассоциации. Это чувство, кстати, схоже с тем, что я испытываю, когда смотрю на звездное небо... Только от созерцания космоса веет бесконечным холодом и строгостью, а от созерцания этих храмов, построенных, кстати, примерно в одно и то же время, веет терпким пьяняще-горячим вином. Наверное, вид этих храмов под зведным небом свел бы меня с ума...
Но не буду отвлекаться на неясные чувства как бы я хотел знать их причину
Вы только посмотрите на него:



А вот напомню как Паган выглядит:

читать дальше

Вы ведь тоже видите перекличку этих мест? Будто два портала.

Разумеется, есть и отличия.
"Градостроительные районы Ангкора и Пагана не были беспорядочным скоплением пост­роек, лепившихся друг к другу.
Это были про­думанные произведения планировочного ис­кусства нескольких поколений градостроите­лей, постоянно развивавших и совершенство­вавших ансамбли, созданные их предшествен­никами. Но градостроительные принципы, по­ложенные в основу каждого из районов, были диаметрально противоположными.
Ансамбль Большого Ангкора , включавший несколько де­сятков крупных и небольших храмовых ансамб­лей, городские стены, дворец, гигантские ирри­гационные сооружения, был построен на основе многочисленных композиционных осей, пере­секавшихся под прямым углом. Многокиломет­ровые идеально прямые композиционные оси связывали в единое целое большие и малые элементы градостроительного района. Отдель­ные ансамбли строились по законам многоосе­вой симметрии, где каждая деталь подчинялась общему геометрическому строю.
В противоположность Ангкору Паган был построен на основе свободной живописной ком­поновки элементов ансамбля. Отдельные круп­ные храмовые комплексы обычно были квад­ратными в плане, в центре квадрата размеща­лось главное сооружение. Однако взаимное размещение комплексов подчинялось сложным закономерностям равновесия общей компози­ции всего градостроительного района.
В общей градостроительной композиции серьезное вни­мание было уделено последовательному раскрытию ансамблей и крупных памятников при въезде в город по основным направлениям.
Ни Ангкор , ни Паган не имели подобных себе градостроительных ансамблей ни в одной из стран современного им мира. Пожалуй, только императорский Рим и средневековый Пекин могли сравниться с этими городами по числу и масштабам построек. Но и они имели меньшую по размерам территорию.
Подобно Вавилону, Риму или Византии Ангкор и Паган могли возникнуть только в результате захват­нических войн, приносивших необходимые ма­териальные ценности и дешевую рабочую си­лу — храмовых и монастырских рабов, попол­нявшихся за счет военнопленных и крестьян.
Рассматривая отдельные памятники Ангкора и Пагана, нетрудно увидеть ряд их специфиче­ских особенностей.
Каждому из городов свой­ственны свои распространенные типы построек, мало похожие друг на друга. Не похожи они и на индийские памятники. Только при пер­вом взгляде формы ангкорских храмов напоми­нают современные им храмы Каджурахо, Бхубанешвары или Мадраса.
На это наталкивают известная схожесть пластической трактовки плоскостей фасадов, наличие идентичных раз­витых цоколей и башнеобразных завершений. Но при внимательном сравнении форма и декор индийских шикхар и кхмерских прасатов окажутся совершенно несхожими, не го­воря уже об объемно-пространственной трак­товке храмовых ансамблей.
Кхмерский «храм-гора» с развитым многоступенчатым основа­нием — искусственной горой, на которой стоят повышающиеся к центру башни прасатов, не имеет аналогий в индийских ансамблях, раз­мещавшихся на плоскости и не всегда следовав­ших композиции с подчеркнуто выявленным центром.
Все специфично и неповторимо и в Ангкоре и в Пагане, начиная со строительной техники, несомненно повлиявшей и на характер архи­тектурной трактовки зданий, и на характер син­теза архитектуры со скульптурой и живописью.
Мелкозернистый песчаник Ангкора был вели­колепным материалом для создания барелье­фов и круглой скульптуры. Строителей, воз­водивших храмы, сменяли скульпторы и рез­чики по камню, покрывавшие поверхности стен кружевом орнамента и уникальными темати­ческими барельефами, тянувшимися в Ангкор Вате и Байоне на сотни метров.
Миниатюрные интерьеры храмов, перекрытые ложными свода­ми, почти не обрабатывали. В них, как в реликварных камерах ступ, ставили лишь объекты поклонения — статуи божеств или фаллосы.
Оштукатуренные кирпичные стены Паганских храмов диктовали иные решения — про­фили из лекального кирпича, неглубокая резь­ба по штукатурке на архитектурных обломах и деталях.
Альтернативой блистательным ба­рельефам Ангкора стали росписи интерьеров храмов Пагана. Их композиционная структура, стилевая характеристика, цвет и техника жи­вописи не имеют себе подобных в Азии, суще­ственно отличаясь от знаменитых росписей Аджанты и Сигирии.
Отчетливо проявляется различие художе­ственного мировоззрения средневековых мас­теров Кампучии и Бирмы.
Пластическое реше­ние памятников Ангкора и в целом и во фраг­ментах почти всегда было сложным, много­плановым, чрезвычайно богатым светотенью. Богатство пластики фасадов как бы разрушает их плоскости, маскирует большие формы не только при их близком обзоре, но даже разби­вает подчас четкость силуэта вертикальных эле­ментов композиции. Такая пластика была срод­ни тропическому лесу с его играющей свето­тенью, иногда вспышками цвета где-то в чаше стволов, листьев, лиан. В сравнительно не­больших постройках она сродни мимикрии.
читать дальше
Выдержки из книги С.С. Ожегова, Т.С. Проскуряковой, Хоанг Дао Кинь (не знаю, он или она, на всякий случай не склоняю) «Архитектра Индокитая». Кстати, неплохо бы было заполучить эту книгу.

Эти отличия важны, но эти оба города все равно кажутся мне соседними звеньями цепи, ничего не могу с собой поделать. Кстати, географ из меня еще тот, поэтому с удивлением узрел на карте, что Мьянма и Камбоджа находится достаточно близко. Выкинуть Таиланд или Лаос - и они станут соседями. А если сравнить разделяющее их расстояние с расстоянием от Москвы до Питера, перемотав карту выше, то станет ясно, что они лишь совсем чуть дальше друг от друга, чем две столицы, которые я привык считать очень близко расположенными соседними городами.

shagovnet.wordpress.com/ - в этом блоге интересное описание путешествий в Бирму и в Камбоджу. Очень много красочных фотографий обоих храмовых комплексов. Автор блога, кстати, противится сравнивать эти два шедевра средневековой архитектуры, отмечая, что это совсем два разных мира. Может быть, вблизи виднее, я не знаю. Со стороны европейскому человеку, наверное, очень легко ошибиться. Но мне они все равно упорно кажутся одним и тем же, просто - с очень разными акцентами. Проверять на практике я вряд ли когда-нибудь стану, особенно что касается Камбоджи - там и настоящие джунгли, и малярия, и пеклище. Хотя вот автор блога пишет, что страна очень дешевая, путешествие на двоих ей обошлось всего в 700 с чем-то долларов. Ну да и Бог с ним, маляра для каста мне не нужна) Блог вообще шикарный, надо бы мне его запомнить и заглядывать регулярно :)

Еще фотки Ангкор-Вата, чтобы умереть от восторга:


Смотря внутрь себя. Отвергая законы материального мира. Очень личное

@темы: Бред, Для памяти, Личное, Мысли вслух, Наблюдения, Разное, Ссылки, Чувства, Я, Город