Жизнь в нечестивых снах, в треснувших зеркалах, Ядерный Хаос кружит пепел в твоих руках...
"Существует только два места во всей юго-восточной Азии, где в огромном количестве сосредоточены древнейшие буддистские храмы - это провинция Баган в Мьянме и Ангкор Ват в Камбодже".
Про Паган (Баган) я уже писал и много. Сегодня случайно наткнулся на фотку древного храмового комплекса в Камбодже, который называется Ангкор-Ват, и ощутил примерно то же непонятное чувство, которое испытываю, когда смотрю на фотки Пагана. Я бы сравнил его с тоской и манящей загадочной тягой, разбавленной ощущением витающей в воздухе адовой влажной жары. Я никогда не был в Юго-Восточной Азии и понятия не имею, как бы ощущал ту жару, описаваю просто ассоциации. Это чувство, кстати, схоже с тем, что я испытываю, когда смотрю на звездное небо... Только от созерцания космоса веет бесконечным холодом и строгостью, а от созерцания этих храмов, построенных, кстати, примерно в одно и то же время, веет терпким пьяняще-горячим вином. Наверное, вид этих храмов под зведным небом свел бы меня с ума...
Но не буду отвлекаться на неясные чувствакак бы я хотел знать их причину
Вы только посмотрите на него:
А вот напомню как Паган выглядит:
читать дальше
Вы ведь тоже видите перекличку этих мест? Будто два портала.
Разумеется, есть и отличия.
"Градостроительные районы Ангкора и Пагана не были беспорядочным скоплением построек, лепившихся друг к другу.
Это были продуманные произведения планировочного искусства нескольких поколений градостроителей, постоянно развивавших и совершенствовавших ансамбли, созданные их предшественниками. Но градостроительные принципы, положенные в основу каждого из районов, были диаметрально противоположными.
Ансамбль Большого Ангкора , включавший несколько десятков крупных и небольших храмовых ансамблей, городские стены, дворец, гигантские ирригационные сооружения, был построен на основе многочисленных композиционных осей, пересекавшихся под прямым углом. Многокилометровые идеально прямые композиционные оси связывали в единое целое большие и малые элементы градостроительного района. Отдельные ансамбли строились по законам многоосевой симметрии, где каждая деталь подчинялась общему геометрическому строю.
В противоположность Ангкору Паган был построен на основе свободной живописной компоновки элементов ансамбля. Отдельные крупные храмовые комплексы обычно были квадратными в плане, в центре квадрата размещалось главное сооружение. Однако взаимное размещение комплексов подчинялось сложным закономерностям равновесия общей композиции всего градостроительного района.
В общей градостроительной композиции серьезное внимание было уделено последовательному раскрытию ансамблей и крупных памятников при въезде в город по основным направлениям.
Ни Ангкор , ни Паган не имели подобных себе градостроительных ансамблей ни в одной из стран современного им мира. Пожалуй, только императорский Рим и средневековый Пекин могли сравниться с этими городами по числу и масштабам построек. Но и они имели меньшую по размерам территорию.
Подобно Вавилону, Риму или Византии Ангкор и Паган могли возникнуть только в результате захватнических войн, приносивших необходимые материальные ценности и дешевую рабочую силу — храмовых и монастырских рабов, пополнявшихся за счет военнопленных и крестьян.
Рассматривая отдельные памятники Ангкора и Пагана, нетрудно увидеть ряд их специфических особенностей.
Каждому из городов свойственны свои распространенные типы построек, мало похожие друг на друга. Не похожи они и на индийские памятники. Только при первом взгляде формы ангкорских храмов напоминают современные им храмы Каджурахо, Бхубанешвары или Мадраса.
На это наталкивают известная схожесть пластической трактовки плоскостей фасадов, наличие идентичных развитых цоколей и башнеобразных завершений. Но при внимательном сравнении форма и декор индийских шикхар и кхмерских прасатов окажутся совершенно несхожими, не говоря уже об объемно-пространственной трактовке храмовых ансамблей.
Кхмерский «храм-гора» с развитым многоступенчатым основанием — искусственной горой, на которой стоят повышающиеся к центру башни прасатов, не имеет аналогий в индийских ансамблях, размещавшихся на плоскости и не всегда следовавших композиции с подчеркнуто выявленным центром.
Все специфично и неповторимо и в Ангкоре и в Пагане, начиная со строительной техники, несомненно повлиявшей и на характер архитектурной трактовки зданий, и на характер синтеза архитектуры со скульптурой и живописью.
Мелкозернистый песчаник Ангкора был великолепным материалом для создания барельефов и круглой скульптуры. Строителей, возводивших храмы, сменяли скульпторы и резчики по камню, покрывавшие поверхности стен кружевом орнамента и уникальными тематическими барельефами, тянувшимися в Ангкор Вате и Байоне на сотни метров.
Миниатюрные интерьеры храмов, перекрытые ложными сводами, почти не обрабатывали. В них, как в реликварных камерах ступ, ставили лишь объекты поклонения — статуи божеств или фаллосы.
Оштукатуренные кирпичные стены Паганских храмов диктовали иные решения — профили из лекального кирпича, неглубокая резьба по штукатурке на архитектурных обломах и деталях.
Альтернативой блистательным барельефам Ангкора стали росписи интерьеров храмов Пагана. Их композиционная структура, стилевая характеристика, цвет и техника живописи не имеют себе подобных в Азии, существенно отличаясь от знаменитых росписей Аджанты и Сигирии.
Отчетливо проявляется различие художественного мировоззрения средневековых мастеров Кампучии и Бирмы.
Пластическое решение памятников Ангкора и в целом и во фрагментах почти всегда было сложным, многоплановым, чрезвычайно богатым светотенью. Богатство пластики фасадов как бы разрушает их плоскости, маскирует большие формы не только при их близком обзоре, но даже разбивает подчас четкость силуэта вертикальных элементов композиции. Такая пластика была сродни тропическому лесу с его играющей светотенью, иногда вспышками цвета где-то в чаше стволов, листьев, лиан. В сравнительно небольших постройках она сродни мимикрии.
читать дальше
Выдержки из книги С.С. Ожегова, Т.С. Проскуряковой, Хоанг Дао Кинь (не знаю, он или она, на всякий случай не склоняю) «Архитектра Индокитая». Кстати, неплохо бы было заполучить эту книгу.
Эти отличия важны, но эти оба города все равно кажутся мне соседними звеньями цепи, ничего не могу с собой поделать. Кстати, географ из меня еще тот, поэтому с удивлением узрел на карте, что Мьянма и Камбоджа находится достаточно близко. Выкинуть Таиланд или Лаос - и они станут соседями. А если сравнить разделяющее их расстояние с расстоянием от Москвы до Питера, перемотав карту выше, то станет ясно, что они лишь совсем чуть дальше друг от друга, чем две столицы, которые я привык считать очень близко расположенными соседними городами.
shagovnet.wordpress.com/ - в этом блоге интересное описание путешествий в Бирму и в Камбоджу. Очень много красочных фотографий обоих храмовых комплексов. Автор блога, кстати, противится сравнивать эти два шедевра средневековой архитектуры, отмечая, что это совсем два разных мира. Может быть, вблизи виднее, я не знаю. Со стороны европейскому человеку, наверное, очень легко ошибиться. Но мне они все равно упорно кажутся одним и тем же, просто - с очень разными акцентами. Проверять на практике я вряд ли когда-нибудь стану, особенно что касается Камбоджи - там и настоящие джунгли, и малярия, и пеклище. Хотя вот автор блога пишет, что страна очень дешевая, путешествие на двоих ей обошлось всего в 700 с чем-то долларов. Ну да и Бог с ним, маляра для каста мне не нужна) Блог вообще шикарный, надо бы мне его запомнить и заглядывать регулярно
Еще фотки Ангкор-Вата, чтобы умереть от восторга:
Смотря внутрь себя. Отвергая законы материального мира. Очень личное
Про Паган (Баган) я уже писал и много. Сегодня случайно наткнулся на фотку древного храмового комплекса в Камбодже, который называется Ангкор-Ват, и ощутил примерно то же непонятное чувство, которое испытываю, когда смотрю на фотки Пагана. Я бы сравнил его с тоской и манящей загадочной тягой, разбавленной ощущением витающей в воздухе адовой влажной жары. Я никогда не был в Юго-Восточной Азии и понятия не имею, как бы ощущал ту жару, описаваю просто ассоциации. Это чувство, кстати, схоже с тем, что я испытываю, когда смотрю на звездное небо... Только от созерцания космоса веет бесконечным холодом и строгостью, а от созерцания этих храмов, построенных, кстати, примерно в одно и то же время, веет терпким пьяняще-горячим вином. Наверное, вид этих храмов под зведным небом свел бы меня с ума...
Но не буду отвлекаться на неясные чувства
Вы только посмотрите на него:






А вот напомню как Паган выглядит:
читать дальше
Вы ведь тоже видите перекличку этих мест? Будто два портала.
Разумеется, есть и отличия.
"Градостроительные районы Ангкора и Пагана не были беспорядочным скоплением построек, лепившихся друг к другу.
Это были продуманные произведения планировочного искусства нескольких поколений градостроителей, постоянно развивавших и совершенствовавших ансамбли, созданные их предшественниками. Но градостроительные принципы, положенные в основу каждого из районов, были диаметрально противоположными.
Ансамбль Большого Ангкора , включавший несколько десятков крупных и небольших храмовых ансамблей, городские стены, дворец, гигантские ирригационные сооружения, был построен на основе многочисленных композиционных осей, пересекавшихся под прямым углом. Многокилометровые идеально прямые композиционные оси связывали в единое целое большие и малые элементы градостроительного района. Отдельные ансамбли строились по законам многоосевой симметрии, где каждая деталь подчинялась общему геометрическому строю.
В противоположность Ангкору Паган был построен на основе свободной живописной компоновки элементов ансамбля. Отдельные крупные храмовые комплексы обычно были квадратными в плане, в центре квадрата размещалось главное сооружение. Однако взаимное размещение комплексов подчинялось сложным закономерностям равновесия общей композиции всего градостроительного района.
В общей градостроительной композиции серьезное внимание было уделено последовательному раскрытию ансамблей и крупных памятников при въезде в город по основным направлениям.
Ни Ангкор , ни Паган не имели подобных себе градостроительных ансамблей ни в одной из стран современного им мира. Пожалуй, только императорский Рим и средневековый Пекин могли сравниться с этими городами по числу и масштабам построек. Но и они имели меньшую по размерам территорию.
Подобно Вавилону, Риму или Византии Ангкор и Паган могли возникнуть только в результате захватнических войн, приносивших необходимые материальные ценности и дешевую рабочую силу — храмовых и монастырских рабов, пополнявшихся за счет военнопленных и крестьян.
Рассматривая отдельные памятники Ангкора и Пагана, нетрудно увидеть ряд их специфических особенностей.
Каждому из городов свойственны свои распространенные типы построек, мало похожие друг на друга. Не похожи они и на индийские памятники. Только при первом взгляде формы ангкорских храмов напоминают современные им храмы Каджурахо, Бхубанешвары или Мадраса.
На это наталкивают известная схожесть пластической трактовки плоскостей фасадов, наличие идентичных развитых цоколей и башнеобразных завершений. Но при внимательном сравнении форма и декор индийских шикхар и кхмерских прасатов окажутся совершенно несхожими, не говоря уже об объемно-пространственной трактовке храмовых ансамблей.
Кхмерский «храм-гора» с развитым многоступенчатым основанием — искусственной горой, на которой стоят повышающиеся к центру башни прасатов, не имеет аналогий в индийских ансамблях, размещавшихся на плоскости и не всегда следовавших композиции с подчеркнуто выявленным центром.
Все специфично и неповторимо и в Ангкоре и в Пагане, начиная со строительной техники, несомненно повлиявшей и на характер архитектурной трактовки зданий, и на характер синтеза архитектуры со скульптурой и живописью.
Мелкозернистый песчаник Ангкора был великолепным материалом для создания барельефов и круглой скульптуры. Строителей, возводивших храмы, сменяли скульпторы и резчики по камню, покрывавшие поверхности стен кружевом орнамента и уникальными тематическими барельефами, тянувшимися в Ангкор Вате и Байоне на сотни метров.
Миниатюрные интерьеры храмов, перекрытые ложными сводами, почти не обрабатывали. В них, как в реликварных камерах ступ, ставили лишь объекты поклонения — статуи божеств или фаллосы.
Оштукатуренные кирпичные стены Паганских храмов диктовали иные решения — профили из лекального кирпича, неглубокая резьба по штукатурке на архитектурных обломах и деталях.
Альтернативой блистательным барельефам Ангкора стали росписи интерьеров храмов Пагана. Их композиционная структура, стилевая характеристика, цвет и техника живописи не имеют себе подобных в Азии, существенно отличаясь от знаменитых росписей Аджанты и Сигирии.
Отчетливо проявляется различие художественного мировоззрения средневековых мастеров Кампучии и Бирмы.
Пластическое решение памятников Ангкора и в целом и во фрагментах почти всегда было сложным, многоплановым, чрезвычайно богатым светотенью. Богатство пластики фасадов как бы разрушает их плоскости, маскирует большие формы не только при их близком обзоре, но даже разбивает подчас четкость силуэта вертикальных элементов композиции. Такая пластика была сродни тропическому лесу с его играющей светотенью, иногда вспышками цвета где-то в чаше стволов, листьев, лиан. В сравнительно небольших постройках она сродни мимикрии.
читать дальше
Выдержки из книги С.С. Ожегова, Т.С. Проскуряковой, Хоанг Дао Кинь (не знаю, он или она, на всякий случай не склоняю) «Архитектра Индокитая». Кстати, неплохо бы было заполучить эту книгу.
Эти отличия важны, но эти оба города все равно кажутся мне соседними звеньями цепи, ничего не могу с собой поделать. Кстати, географ из меня еще тот, поэтому с удивлением узрел на карте, что Мьянма и Камбоджа находится достаточно близко. Выкинуть Таиланд или Лаос - и они станут соседями. А если сравнить разделяющее их расстояние с расстоянием от Москвы до Питера, перемотав карту выше, то станет ясно, что они лишь совсем чуть дальше друг от друга, чем две столицы, которые я привык считать очень близко расположенными соседними городами.
shagovnet.wordpress.com/ - в этом блоге интересное описание путешествий в Бирму и в Камбоджу. Очень много красочных фотографий обоих храмовых комплексов. Автор блога, кстати, противится сравнивать эти два шедевра средневековой архитектуры, отмечая, что это совсем два разных мира. Может быть, вблизи виднее, я не знаю. Со стороны европейскому человеку, наверное, очень легко ошибиться. Но мне они все равно упорно кажутся одним и тем же, просто - с очень разными акцентами. Проверять на практике я вряд ли когда-нибудь стану, особенно что касается Камбоджи - там и настоящие джунгли, и малярия, и пеклище. Хотя вот автор блога пишет, что страна очень дешевая, путешествие на двоих ей обошлось всего в 700 с чем-то долларов. Ну да и Бог с ним, маляра для каста мне не нужна) Блог вообще шикарный, надо бы мне его запомнить и заглядывать регулярно

Еще фотки Ангкор-Вата, чтобы умереть от восторга:





Смотря внутрь себя. Отвергая законы материального мира. Очень личное