Жизнь в нечестивых снах, в треснувших зеркалах, Ядерный Хаос кружит пепел в твоих руках...
Для извращенцев, вроде меня.
Зеркало и зеркальность в семиотике.
читать дальше Зеркало и зеркальность
Ю.М.Лотман (Текст в тексте)
Удвоение. Среди средств создания в изобразительном искусстве локальных субтекстов с удвоенной структурой существенное место занимает мотив зеркала. Широко встречается в самых различных произведениях.
Удвоение с помощью зеркала никогда не есть простое повторение: меняется ось "правое-левое" или, что ещё чаще, к плоскости экрана или полотна прибавляется перпендикулярная к нему ось, создающая глубину или добавляющая вне плоскости лежащую точку зрения. ("Венера и Амур" Веласкеса). В живописи и архитектуре – расширение художественного пространства.
Зеркало может играть и другую роль: удваивая, оно искажает и этим обнажает то, что изображение, кажущееся "естественным", - проекция, несущая в себе определённый язык моделирования.
Обширная литературная мифология отражений в зеркале и зазеркалье уходит корнями в архаические представления о зеркале как окне в потусторонний мир.
Литературным адекватом мотива зеркала является тема двойника. Подобно тому как зазеркалье – это странная модель обыденного мира, двойник – остранённое отражение персонажа. Изменяя по законам зеркального отражения (энантиоморфизма) образ персонажа, двойник представляет собой сочетание черт, позволяющих увидеть их инвариантную основу, и сдвигов (замена симметрии правого – левого может получать интерпретацию самого различного свойства: мертвец – двойник живого, не-сущий – сущего, безобразный – прекрасного, преступный – святого, ничтожный – великого и т.д.), что создаёт поле широких возможностей для художественного моделирования.
М. Каневская. Семиотическая значимость зеркального отображения. Умберто Эко и Владимир Набоков // НЛО 2003, №60
Символическая ценность зеркального отображения проистекает из веры в то, что между людьми и их отражениями существует магическая связь, что зеркало способно удерживать в себе душу или жизненную силу человека. Прочные позиции в культуре не могли не оказать влияния на статус зеркала как знака.
М. Бахтин "Автор и герой в эстетической деятельности"
Я не один, когда я смотрю на себя в зеркало, я одержим чужой душой. (Видеть себя со стороны и воспринимать увиденное, как своё я, неестественно для человека. Сложно понять, как увиденный другой в зеркале является собственным Я. Если вдуматься – бездна, в которую может упасть интеллект, ловушка для восприятия).
Невольное позирование. Недовольство своей внешностью.
К семиотике зеркала и зеркальности. Учёные записки Тарт. гос. уни-та, Тарту, 1988. Вып 831.
Именно в книге Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье" проблема зеркала как семиотического механизма поставлена с предельной отчётливостью. Тема эта продолжает сохранять научную актуальность. Проблема энантиоморфизма (правизны-левизны).
Зеркало в большинстве случаев выступает как граница семиотической организации и граница между "нашим" и "чужим" мирами (при любом заполнении, от "я-ты" до "досмертие-послесмертие"
. С этой точки зрения мена правого-левого становится знаком более общей закономерности: структурной переорганизации, например, перемены направления в течении времени, что является разновидностью эффекта зеркальности.
Простейшие зеркальные эффекты: меня правого и левого, внешнего и внутреннего являются знаками других организаций, что, с точки зрения данной организации, предстаёт как неправильность или дезорганизация. Зеркало оказывается в истории культуры семиотической машиной описания чужой структуры. Поэтому оно так пригодно для логических игр и мифологических построений.
Левин Ю.И. Зеркало как потенциальный семиотический объект.
- непроницаемость зеркала (и разрушение его свойств при попытке нарушить её), безмолвность и неосязаемость изображения соотносят изображение со сновидениями, призраками и вообще с иным, потусторонним миром. В том же направлении работает и пространственная мена сторон в отражении.
- то обстоятельство, что изображение мы видим, но не можем потрогать, т.е. его двумерность и неосязаемость, делают зеркало моделью лжи, обмана, - или, на философском уровне, моделью противоречия видимости и сущности.
- зеркало даёт человеку уникальную возможность видеть себя, своё лицо, своё лицо, давая тем самым повод для диалога с самим собой. Отсюда возникает много важных семиотических потенций: 1) возникает тема двойника, чрезвычайно богатая своими собственными возможностями; 2) отражение связывается с рефлексией, самосознанием (ср. Бахтин).
- возможность использования зеркала для передачи сообщений (гелиотелеграф) => зеркало может выступать как модель вестника, вообще источника или передатчика сообщений (ср. зеркало в волшебной сказке и то, что там оно умеет разговаривать).
Эхо (отражение звука) и тень (своего рода антиотражение) как варианты зеркального отражения.
- в зеркале может отражаться другое зеркало со своим отражением. Два зеркала – бесконечность. При этом вызываемое поглощением света потускнение отражений высокого порядка может ассоциироваться с неясностью будущего или прошлого, с памятью и т.д.
- исключительно многообразны семиотические потенции кривого зеркала. Вогнутое и выпуклое зеркало могут служить моделями, соответственно, гиперболы и литоты.
- в ряде случаев имеет значение, из какого материала сделано зеркало. 1) Металлическое зеркало может соотноситься со щитом, выступая тем самым в функции волшебного средства, оберегающего от опасности; 2) стеклянное зеркало характеризуется хрупкостью; когда разбивается зеркало, как бы раскалывается и изображение; 3) водное зеркало особенно богато возможностями. Оно легко разрушимо, - но, в отличие от стеклянного, быстро восстанавливает свои зеркальные свойства, оно обладает "глубиной", т.е. у него есть своё специфическое "зазеркалье"; оно горизонтально, отражает небо (которое как бы опрокидывается в глубину) и ориентирует мир в соответствии с оппозицией вверх/низ.
Нарушение аксиом:
- нарушение свойства синхронности изображения оригиналу приводит к идее зеркала, в котором можно видеть прошлое и будущее.
- тип "волшебного зеркала" связан с нарушением требования "сопространственности" оригинала и зеркала, - когда зеркало может отражать то, что не находится в его "поле зрения".
- нарушение аксиомы буквальности изображения может приводить к идее зеркала, отражающего не видимость, а сущность.
- нарушение таких свойств изображения, как неосязаемость и безмолвность, в сочетании с нарушениями зависимости отражения от оригинала, порождает идею двойника и, шире, идею "зазеркалья", автономного от нашего мира, - своего рода антимира, характеризующегося переворачиванием оппозиции правого/левого (а для горизонтального зеркала также верха/низа).
- нарушение аксиомы непроницаемости зеркала влечёт за собой возможность проникновения человека в иной мир и вообще взаимопроникновения и взаимодейтсвия двух миров. Разнообразные отражающие поверхности: зеркала, окна, озёра, лужи, снежинки могут рассматриваться как "разрывы" в зримой вещественной ткани мира. А в мифологизирующем плане как окна в мир иной.
Золян С.Т. "Свет мой, зеркальце, скажи…" (к семиотике волшебного зеркала)
Зеркало или сон показывают, кем является некоторый заданный индивид в некотором ином мире.
Близость зеркала к функции всезнающего наблюдателя ("Отражённая ситуация – это та же, что и отражаемая, но увиденная со стороны"
.
Столович Л.Н. Зеркало как семиотическая, гносеологическая и аксиологическая модель
Способность зеркала "говорить"- результат его знакового характера, семиотической природы (Золян писал о способности волшебного зеркала говорить).
Атрибут самопознания, мудрости, но также и суеты, тщеславия.
Значения, которые обладают коммуникативной функцией, являются средством общения – знаковые, или семиотические. Познавательные значения зеркала являются гносеологическими. Зеркало выступает здесь как средство познания и самопознания. То, что в зеркале могут отражаться и транслироваться различные ценности, то, что само зеркало может определяться как ценность или антиценность, свидетельствует о его аксиологических потенциях.
Произведения нравоучительного характера – зерцало.
В историческом развитии искусства зеркало выступало двояко во отношении нравственной ценности. Оно было и знаком чистоты, атрибутом благоразумия и мудрости – одной из добродетелей в средневековой этике. И оно же обозначало суету и тщеславие, надменность и высокомерие, роскошь.
И всё равно мне кажется, что для завтрашнего доклада этого мало ((
Зеркало и зеркальность в семиотике.
читать дальше Зеркало и зеркальность
Ю.М.Лотман (Текст в тексте)
Удвоение. Среди средств создания в изобразительном искусстве локальных субтекстов с удвоенной структурой существенное место занимает мотив зеркала. Широко встречается в самых различных произведениях.
Удвоение с помощью зеркала никогда не есть простое повторение: меняется ось "правое-левое" или, что ещё чаще, к плоскости экрана или полотна прибавляется перпендикулярная к нему ось, создающая глубину или добавляющая вне плоскости лежащую точку зрения. ("Венера и Амур" Веласкеса). В живописи и архитектуре – расширение художественного пространства.
Зеркало может играть и другую роль: удваивая, оно искажает и этим обнажает то, что изображение, кажущееся "естественным", - проекция, несущая в себе определённый язык моделирования.
Обширная литературная мифология отражений в зеркале и зазеркалье уходит корнями в архаические представления о зеркале как окне в потусторонний мир.
Литературным адекватом мотива зеркала является тема двойника. Подобно тому как зазеркалье – это странная модель обыденного мира, двойник – остранённое отражение персонажа. Изменяя по законам зеркального отражения (энантиоморфизма) образ персонажа, двойник представляет собой сочетание черт, позволяющих увидеть их инвариантную основу, и сдвигов (замена симметрии правого – левого может получать интерпретацию самого различного свойства: мертвец – двойник живого, не-сущий – сущего, безобразный – прекрасного, преступный – святого, ничтожный – великого и т.д.), что создаёт поле широких возможностей для художественного моделирования.
М. Каневская. Семиотическая значимость зеркального отображения. Умберто Эко и Владимир Набоков // НЛО 2003, №60
Символическая ценность зеркального отображения проистекает из веры в то, что между людьми и их отражениями существует магическая связь, что зеркало способно удерживать в себе душу или жизненную силу человека. Прочные позиции в культуре не могли не оказать влияния на статус зеркала как знака.
М. Бахтин "Автор и герой в эстетической деятельности"
Я не один, когда я смотрю на себя в зеркало, я одержим чужой душой. (Видеть себя со стороны и воспринимать увиденное, как своё я, неестественно для человека. Сложно понять, как увиденный другой в зеркале является собственным Я. Если вдуматься – бездна, в которую может упасть интеллект, ловушка для восприятия).
Невольное позирование. Недовольство своей внешностью.
К семиотике зеркала и зеркальности. Учёные записки Тарт. гос. уни-та, Тарту, 1988. Вып 831.
Именно в книге Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье" проблема зеркала как семиотического механизма поставлена с предельной отчётливостью. Тема эта продолжает сохранять научную актуальность. Проблема энантиоморфизма (правизны-левизны).
Зеркало в большинстве случаев выступает как граница семиотической организации и граница между "нашим" и "чужим" мирами (при любом заполнении, от "я-ты" до "досмертие-послесмертие"

Простейшие зеркальные эффекты: меня правого и левого, внешнего и внутреннего являются знаками других организаций, что, с точки зрения данной организации, предстаёт как неправильность или дезорганизация. Зеркало оказывается в истории культуры семиотической машиной описания чужой структуры. Поэтому оно так пригодно для логических игр и мифологических построений.
Левин Ю.И. Зеркало как потенциальный семиотический объект.
- непроницаемость зеркала (и разрушение его свойств при попытке нарушить её), безмолвность и неосязаемость изображения соотносят изображение со сновидениями, призраками и вообще с иным, потусторонним миром. В том же направлении работает и пространственная мена сторон в отражении.
- то обстоятельство, что изображение мы видим, но не можем потрогать, т.е. его двумерность и неосязаемость, делают зеркало моделью лжи, обмана, - или, на философском уровне, моделью противоречия видимости и сущности.
- зеркало даёт человеку уникальную возможность видеть себя, своё лицо, своё лицо, давая тем самым повод для диалога с самим собой. Отсюда возникает много важных семиотических потенций: 1) возникает тема двойника, чрезвычайно богатая своими собственными возможностями; 2) отражение связывается с рефлексией, самосознанием (ср. Бахтин).
- возможность использования зеркала для передачи сообщений (гелиотелеграф) => зеркало может выступать как модель вестника, вообще источника или передатчика сообщений (ср. зеркало в волшебной сказке и то, что там оно умеет разговаривать).
Эхо (отражение звука) и тень (своего рода антиотражение) как варианты зеркального отражения.
- в зеркале может отражаться другое зеркало со своим отражением. Два зеркала – бесконечность. При этом вызываемое поглощением света потускнение отражений высокого порядка может ассоциироваться с неясностью будущего или прошлого, с памятью и т.д.
- исключительно многообразны семиотические потенции кривого зеркала. Вогнутое и выпуклое зеркало могут служить моделями, соответственно, гиперболы и литоты.
- в ряде случаев имеет значение, из какого материала сделано зеркало. 1) Металлическое зеркало может соотноситься со щитом, выступая тем самым в функции волшебного средства, оберегающего от опасности; 2) стеклянное зеркало характеризуется хрупкостью; когда разбивается зеркало, как бы раскалывается и изображение; 3) водное зеркало особенно богато возможностями. Оно легко разрушимо, - но, в отличие от стеклянного, быстро восстанавливает свои зеркальные свойства, оно обладает "глубиной", т.е. у него есть своё специфическое "зазеркалье"; оно горизонтально, отражает небо (которое как бы опрокидывается в глубину) и ориентирует мир в соответствии с оппозицией вверх/низ.
Нарушение аксиом:
- нарушение свойства синхронности изображения оригиналу приводит к идее зеркала, в котором можно видеть прошлое и будущее.
- тип "волшебного зеркала" связан с нарушением требования "сопространственности" оригинала и зеркала, - когда зеркало может отражать то, что не находится в его "поле зрения".
- нарушение аксиомы буквальности изображения может приводить к идее зеркала, отражающего не видимость, а сущность.
- нарушение таких свойств изображения, как неосязаемость и безмолвность, в сочетании с нарушениями зависимости отражения от оригинала, порождает идею двойника и, шире, идею "зазеркалья", автономного от нашего мира, - своего рода антимира, характеризующегося переворачиванием оппозиции правого/левого (а для горизонтального зеркала также верха/низа).
- нарушение аксиомы непроницаемости зеркала влечёт за собой возможность проникновения человека в иной мир и вообще взаимопроникновения и взаимодейтсвия двух миров. Разнообразные отражающие поверхности: зеркала, окна, озёра, лужи, снежинки могут рассматриваться как "разрывы" в зримой вещественной ткани мира. А в мифологизирующем плане как окна в мир иной.
Золян С.Т. "Свет мой, зеркальце, скажи…" (к семиотике волшебного зеркала)
Зеркало или сон показывают, кем является некоторый заданный индивид в некотором ином мире.
Близость зеркала к функции всезнающего наблюдателя ("Отражённая ситуация – это та же, что и отражаемая, но увиденная со стороны"

Столович Л.Н. Зеркало как семиотическая, гносеологическая и аксиологическая модель
Способность зеркала "говорить"- результат его знакового характера, семиотической природы (Золян писал о способности волшебного зеркала говорить).
Атрибут самопознания, мудрости, но также и суеты, тщеславия.
Значения, которые обладают коммуникативной функцией, являются средством общения – знаковые, или семиотические. Познавательные значения зеркала являются гносеологическими. Зеркало выступает здесь как средство познания и самопознания. То, что в зеркале могут отражаться и транслироваться различные ценности, то, что само зеркало может определяться как ценность или антиценность, свидетельствует о его аксиологических потенциях.
Произведения нравоучительного характера – зерцало.
В историческом развитии искусства зеркало выступало двояко во отношении нравственной ценности. Оно было и знаком чистоты, атрибутом благоразумия и мудрости – одной из добродетелей в средневековой этике. И оно же обозначало суету и тщеславие, надменность и высокомерие, роскошь.
И всё равно мне кажется, что для завтрашнего доклада этого мало ((
Домо.
Ой, кому-то это пригодилось ))
Я даже не ожидал )
Отлично.
Вполне. Тема забавная.
Расскажешь потом, как отдокладывался)
Доклад занял примерно минут 20, так что нормально. (Думал, будет хуже).
В принципе, я рассказал практически всё, что по этому поводу написано в лит-веде.
Внимательно. У нас вообще группа очень умная - почти все с красными дипломами. Чувствую себя лохом среди них ))
Stranger, lost in the night
В общем-то, всего 2 страницы. Не так и много )
Да, были и вопросы. А умные комментарии исходили в основном от препода, который толкал свои собственные идеи. Не понимаю, почему бы ему не написать статью по зеркальности.
В субботу я окажусь в Москве. Я и Лорд собираемся на след. неделе с тобой встретиться - если ты сможешь.
Думаю, да, смогу, у меня каникуды жл 9го.
М, не поделишься его идеями?)
Наверное, всё-таки нет (( Элементарно ломает - я ещё и не записывал, т.к. находился в тот момент далеко от своей тетради.
Думаю, да, смогу, у меня каникуды жл 9го.
Это хорошо.